Производство ЯК-3 на Саратовском авиационном заводе в годы ВОВ.

Очень интересное видео, где подробно показан процесс производства советских истребителей Як-3 во время Великой Отечественной войны.

Ниже приведено текстовое описание организации работ по воспоминаниям директора Саратовского авиационного завода из книги:

Левин И. С. Грозные годы. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1984. — 176 с., ил. — Тираж 10000 экз. Цена 65 коп.

Образец "эффективным" менеджерам, как директор завода должен знать свое производство и поддерживать коллектив.

В сентябре 1943 года, когда закончилось восстановление производства и завода, постановлением ГКО нам было поручено серийное производство нового истребителя Як-3, созданного в опытно-конструкторском бюро Александра Сергеевича Яковлева. Успехи в развитии металлургии в стране, увеличение выпуска цветных металлов позволили тяжелые деревянные лонжероны крыла заменить дюралевыми. Были проведены коренные усовершенствования аэродинамики, уменьшена площадь крыла, установлен ряд новых приборов, увеличен калибр оружия. Вес нового самолета снизился против веса Як-1 на 300 килограммов. При том же двигателе Як-3 имел скорость на 70 километров в час больше, чем Як-1, а при установке двигателя ВК-107А скорость самолета стала 720 километров в час. Высокая скорость, скороподъемность, вертикальный и горизонтальный <133> маневр Як-3 давали нашим летчикам значительные преимущества. В заключении по испытаниям самолета Як-3 с двигателем ВК-107А указывалось: «По основным летно-техническим данным в диапазоне высот от земли до практического потолка Як-3 является лучшим из известных отечественных и иностранных истребителей»{26}. Доктор технических наук, генерал-полковник инженер А. Н. Пономарев так оценил этот самолет: «Як-3 был самым легким и маневренным истребителем второй мировой войны»{27}. Итак, закончилось восстановление завода, и перед коллективом была поставлена еще одна задача: увеличивая ежесуточный выпуск Як-1, начать подготовку серийного производства нового самолета без снижения общего суточного выпуска. Параллельно вести производство двух самолетов, снижая выпуск Як-1 и увеличивая выпуск Як-3. Як-3 потребовал больших усилий всего коллектива. Резко увеличился объем металлических работ. Необходимо было освоить новое оборудование, новую технологию, переквалифицировать кадры, создать новые производственные цехи, участки, спроектировать и изготовить большое количество оснастки, инструмента. Положение осложнилось и тем, что трудоемкость изготовления самолета Як-1 после налета вражеской авиации из-за невозможности сразу восстановить всю оснастку увеличилась на 30 процентов, численность же работающих уменьшилась. Все чаще стали поступать заявления об увольнении от рабочих, чьи города и села освобождались Красной Армией. Как было их удержать? Звала родная земля, родственники и друзья, пережившие ужасы немецкой оккупации, звали разрушенные города, села, заводы. Существующие на заводе методы организации производства не обеспечивали решения поставленной перед коллективом задачи. Вместе с главным инженером завода Г. Н. Пивоваровым, главным технологом Н. Я. Мирошниченко, начальником производства Н. Ф. Кабелевским, парторгом ЦК ВКП(б) на заводе П. Я. Яковлевым мы обсуждали, какие необходимо принять меры, чтобы обеспечить требование Государственного Комитета Обороны. У коллектива был положительный опыт организации поточно-стендовой сборки самолетов Як-1, был опыт <134> сборки комбайнов на конвейере. И мы решили организовать изготовление основных агрегатов самолетов Як-1 и Як-3 — крыльев, каркасов фюзеляжей, топливных баков, предварительную и окончательную сборку самолетов и их окраску поточно-конвейерным методом с принудительным ритмом движения по часовому графику, механизировать и автоматизировать все конвейерные линии, все транспортные работы. Изготовление шасси, стабилизаторов, килей, фонарей кабины пилота и других крупных узлов решено было организовать на потоке также по часовому графику, планирование изготовления деталей в заготовительных цехах проводить в строгом соответствии с циклом изготовления агрегатов и самолетов. Выполнение этими цехами суточных и месячных планов засчитывать только при комплектной сдаче продукции. Предстояло создать в агрегатно-сборочных цехах комплектный запас всех деталей, нормалей, узлов на 6 — 8 суток; для внедрения неизбежных конструктивных изменений увеличить мощность опытного цеха, передав ему самолет, и все изменения проводить только через этот цех (здесь первоначально отрабатывать конструкцию, технологию, эталонировать детали, определить потребную оснастку); после проверки новых узлов и деталей на переданном самолете запускать их в производство и затем ставить на агрегаты и самолеты; цех укомплектовать квалифицированными рабочими, конструкторами, технологами и работу вести круглосуточно. Мы собрали руководителей цехов, отделов, служб, секретарей партийных, комсомольских организаций, председателей цеховых комитетов. Я сообщил о предложениях по организации выпуска самолетов. На совещании возникли острые споры, приводились различные доводы за и против, опасения. Особенно много сомнений высказывали руководители крыльевого и бакового цехов. Но у большинства собравшихся предлагаемая организация производства получила одобрение. С нашими предложениями я вылетел в Москву. Нарком А. И. Шахурин собрал совещание, на котором я доложил о намечаемых мерах по обеспечению выполнения постановления ГКО, об организации серийного производства самолета Як-3. У нас была единственная просьба — бесперебойно обеспечивать завод комплектующими изделиями. Нарком одобрил предложения. Всем службам <135> наркомата было дано указание оказать заводу необходимую помощь.* * *Нам предстояло сделать многое: спроектировать и построить поточно-конвейерные линии, механизировать передвижение и транспортировку деталей, агрегатов, самолетов, создать станции управления поточно-конвейерными линиями, электрооборудование магнитных, силовых станций, коммутаторов ритма, светосигнальные табло информации о сданных стендах и времени, оставшемся до передвижки конвейерных линий, автоматических указателей в диспетчерском пункте завода и кабинете директора, показывающих установку, снятие агрегатов, самолетов с конвейера. Надо было разработать технологию, компоновку стендов, оборудовать рабочие места, изменить всю систему планирования производства, рассчитать запуск, циклы изготовления и поставки тысяч деталей, сотен узлов, десятков агрегатов для обеспечения почасового графика, наладить четкую работу технических служб, аппарата снабжения, всего заводского организма. Предстояло обучить тысячи рабочих, мастеров, технологов, контролеров и других работников трудиться по новой системе. В отделе главного энергетика под руководством грамотного, инициативного инженера Н. И. Сазонова была создана группа проектирования электрооборудования, станции управления поточно-конвейерными линиями. Конструкторы отделов главного механика и главного технолога проектировали поточные линии, механизмы передвижения и транспортировки. Был создан цех по изготовлению деталей и агрегатов механизации поточно-конвейерных линий. Оснащение потоков вели цехи подготовки производства, узлы и детали изготовлялись в цехах основного производства. Приказом по заводу установили сроки перехода каждого цеха на поточно-конвейерную работу, создания потоков в заготовительных цехах.

Была проведена техническая конференция, посвященная поточно-конвейерному методу организации изготовления самолетов Як-1 и Як-3. Три вечера руководители цехов, отделов, ИТР, стахановцы вели деловой разговор — как лучше, быстрее организовать работу по-новому, как использовать имеющиеся резервы. Много было <136> высказано ценных предложений, обобщенных в единый план. Партийный комитет завода взял под контроль его выполнение. Вся массово-политическая работа была направлена на разъяснение важности и необходимости перестройки производства. В чем же заключалось преимущество поточно-конвейерной организации производства? Прежде всего в расчленении производственного процесса на отдельные операции и закреплении их за определенным рабочим местом — стендом. Рабочие места располагались в порядке последовательности операций и оборудовались в соответствии с закрепленным объемом работ специальными стеллажами для размещения деталей, узлов, комплектующих изделий. Работа на каждом стенде проводилась в строго определенном отрезке времени — ритме потока. Для постоянной ориентации работающих об оставшемся времени до начала передвижения конвейера в середине линии подвешивались сигнальные табло и табло «сданы стенды», а для контроля состояния работы в диспетчерском пункте завода и в кабинете директора были графики, коммутатор с указанием всех конвейерных линий. Управление конвейерными линиями было полностью автоматизировано, магнитные станции и коммутатор ритма управляли силовой станцией с тяговой тележкой, светосигнальными табло и извещателями. Основным принципом организации поточно-конвейерного метода организации производства явилась полная синхронность работы всех поточных линий по обеспечению суточного, почасового графиков сдачи узлов, агрегатов и самолетов. Выпуск самолетов Як-1 и Як-3 новым методом обеспечил быстрое освоение закрепленного объема работ каждым рабочим, особенно молодыми, сократил затраты труда на изготовление самолетов, производственные циклы, улучшил использование заводских площадей. Так, при изготовлении технологически сложного каркаса фюзеляжа трудоемкость была снижена на 41 процент, количество производственных рабочих уменьшилось на 30 процентов, вспомогательных — на 37; цикл изготовления был сокращен на 43 процента, путь прохождения фюзеляжа внутри цеха уменьшен на 680 метров. В цехе опалубки фюзеляжа на 144 стендах проводились разнообразные работы: столярно-клеевые, обойно-малярные, монтажи управления, электрооборудования, <137> монтажи трубопроводов и другие. Нормированное время сократилось на 44, цикл изготовления — на 30 процентов, путь прохождения изделия — почти на 50 процентов. На 32 стендах цеха предварительной сборки самолетов в результате перехода на поток было высвобождено 50 рабочих, 6 мастеров. Затраты труда сократились на 30,3 процента, путь прохождения агрегатов — на 200 метров, общая экономия месячного фонда зарплаты составила 87 963 рубля. В цехе изготовления баков путь прохождения их по цеху сократился с 548 до 150 метров, трудоемкость изготовления бензиновых баков — на 21,4, масляных — на 14 процентов. В цехе шасси цикл изготовления сократился с 9,8 до 3,2 суток, путь прохождения деталей и узлов — с 2600 до 250 метров. Четкое закрепление работ за каждым стендом давало возможность лучше использовать внутренние резервы, трудовые ресурсы, повышало производительность труда, трудовую и технологическую дисциплину. Эталонирование деталей, узлов, агрегатов повысило качество продукции. Более оперативно решались возникающие вопросы, тщательно готовилось внедрение конструктивных изменений. Была проведена унификация и типизация технологических процессов, совершенствовались методы и средства контроля. Все затраты на создание поточно-конвейерных линий окупились за 6,5 месяца.

……………..

В 1943 году на заводе был организован интернат для рабочих, не достигших 16-летнего возраста, потерявших родителей во время войны. Летом 1944 года для них открыли дом отдыха. 112 подростков были размещены в девяти больших светлых комнатах на втором жилучастке. Каждого обеспечили постельными принадлежностями, тремя сменами белья, четырехразовым бесплатным питанием.

В 1943 году были открыты туберкулезный санаторий на 70 человек и больница на 60 коек. Больные получали четырехразовое бесплатное питание без зачета карточек (продукты шли из наших совхозов). Много вкладывали труда, проявляли большую заботу о больных врачи заводской поликлиники, больницы, тубсанатория Рукина, А. С. Миркина, Никонова, Хаселева, Е. Н. Петрова, А. Ф. Туманова, А. М. Земскова, А. В. Бирюкова, А. Крылов, Игнатьева, Ведерников, старшие медицинские сестры Кобылянская, Рождественская, Казанская, лаборантка З. Онищук и другие. В организованном однодневном доме отдыха для стахановцев отдохнуло более 1000 человек. 15 мая 1943 года был открыт юношеский городок со спортивной площадкой, парикмахерской, душевой, сапожной мастерской. Все работы по оборудованию городка вели сами ребята под руководством комитета ВЛКСМ. На заводе было 6 детских учреждений, 3 школьные площадки для детей участников Отечественной войны. <96> Дети получали одежду, обувь, четырехразовое питание. Под наблюдением воспитателей готовили уроки, учились шить, рисовать. Если родители работали в ночной смене, ребенок оставался здесь ночевать. После завтрака воспитатели провожали малышей в школу.

В цехах, отделах и на заводе были созданы советы жен фронтовиков. Заводской совет возглавляла О. Николаева. Большую работу провели эти советы и завком профсоюза по оказанию помощи нуждающимся семьям. Коллективы совхозов в своих обязательствах принимали и такие пункты: «Для семей фронтовиков и инвалидов Великой Отечественной войны засеять 20 га просом, обеспечить их индивидуальные огороды семенами картофеля и овощных культур». На учете состояло 3226 семей фронтовиков. Заводом изыскивались средства для оказания им материальной помощи, совхозы создавали специальные фонды продуктов, врачи медсанчасти заботливо лечили больных, жилищно-коммунальный отдел и строительные цехи ремонтировали их квартиры.

Все годы войны не прекращалось жилищное строительство. В 1942 году были построены 6 общежитий, пятиэтажный дом, детский сад на 70 мест, в 1943 — 4 двухэтажных дома, общежитие, туберкулезный санаторий, в 1944 — 4 двухэтажных дома и 10 коттеджей. В первой половине 1945 года заводу был выделен в деревне Мочиновка участок для строительства 150 индивидуальных домов. Завод оказал помощь застройщикам, выделив строительные материалы, транспорт, изготовив столярные изделия. Работники ОРСа, совхозов, фабрики-кухни, столовых, буфетов, магазинов, цехов, изготовлявших одежду и обувь, жилищно-коммунального отдела, детских учреждений делали все, что могли, обеспечивая нормальный быт заводского коллектива, вкладывая в это много труда, инициативы и душевного тепла. Это благодаря им многие работники завода, их семьи были спасены от голода, холода и болезней.

Такая работа дала свои результаты,

выпуск Як-3 на САЗ:

1944 г 1682 шт.
первое полугодие 1945 г 1495 шт.
всего за 1945 г. с учетом снижения производства после окончания войны 1918 шт.

Таблица построена по данным отсюда.

Грубо говоря, примерно 7 самолетов в день.

Трудно себе такое представить в современной России.

Источник: reddit

Читайте также:  Собак решили обучить диагностировать коронавирус

Интересное видео

Интересная новость! Ученые обнаружили клон Земли — Кеплер 438B.



А также смотрите интересное видео: "Новое слово в мире смартфонов — Рулонофон", и другие новости о современных технологиях.




Сохранить и поделиться:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*