Стратегическое оружие будущего. [Часть 1]


Баллистические ракеты-мишени воздушного запуска

Во второй половине 1990-х годов в США начали разрабатывать и использовать при испытаниях систем ПРО баллистические ракеты-мишени воздушного запуска. Такие ракеты-мишени способны обеспечить любые азимуты пуска в отличие от ракет-мишеней наземного базирования. Это позволяет проводить испытания наземных систем ПРО, более точно имитируя направления налета ракет вероятного противника. В 1996 г. были начаты работы по программе AltAir, предусматривавшей исследование возможности использования военно-транспортного самолета С-130 для запуска ракет-мишеней, создаваемых на основе снятых с вооружения ступеней МБР «Минитмен-2». Головным разработчиком по этой программе являлась компания Space Vector Corporation. Одноступенчатая ракета-мишень разрабатывалась на базе твердотопливной ступени SR-19 МБР «Минитмен-2». Ракета имела стартовую массу от 8,1 до 9,1 т, длину 8,59 м, максимальную высоту полета 450 км.

Рис. 55. Ракета-мишень AltAir

Дальность её полета с полезной нагрузкой 450 кг составляла 820 км. На ракете устанавливалась инерциальная система управления и система спутниковой навигации. В январе 1997 г. были проведены летные испытания ракеты с запуском с самолета С-130. Ракета, закрепленная на специальной платформе, размещалась в грузовом отсеке самолета (рис. 55). На высоте 4,5 км платформа с ракетой с помощью парашютной системы была десантирована из самолета. Через 4 сек после выброса из самолета, ракета отсоединилась от платформы и начала опускаться на двух парашютах, которые обеспечили её вертикальную ориентацию. При достижении ракетой высоты 1,5 км была произведена отцепка парашютов и запущен двигатель. Проведенные испытания показали возможность запуска с самолета С-130 ракет-мишеней, созданных на базе ступеней, снятых с вооружения МБР «Минитмен-2» <180>.

Компанией Coleman Aerospace Corporation были разработаны ракеты-мишени воздушного запуска малой и большой дальности. Одноступенчатая ракета малой дальности SRALT (Short Range Air Launch Target) создана на базе второй ступени SR-19-AJ-1, снятой с вооружения МБР

Рис. 56. Ракета-мишень SRALT

«Минитмен-2» (рис. 56). Стартовая масса ракеты около 8 т. В качестве носителей этой ракеты могут использоваться военно-транспортные самолеты С-130 и С-17А. В августе 2004 г. ракета-мишень, запущенная с самолета С-17А, использовалась при испытании ракеты ПРО Arrow-2. В 2011 г. было проведено успешное испытание усовершенствованной ракеты-мишени SRALT.

Двухступенчатая ракета-мишень воздушного запуска большой дальности LRALT (Long Range Air Launch Target) выполнена из двух последовательно установленных вторых ступеней SR-19-AJ-1 МБР «Минитмен-2» (рис. 57).

Рис. 57. Ракета-мишень LRALT

Дальность полета ракеты-мишени составляет 2500 км, стартовый вес – 15876 кг, длина – 11 м, максимальный диаметр корпуса – 1,53 м. В качестве носителя ракеты используется военно-транспортный самолет С-17А. Первый демонстрационный пуск ракеты был выполнен 3 мая 2004 г. В следующем пуске ракеты, проведенном в сентябре 2005 г., испытывались возможности радиолокаторов континентальной системы ПРО США по обнаружению и сопровождению целей.

Максимальная высота полета ракеты составила 300 км. Разработана и используется в испытаниях систем ПРО новая ракета-мишень ELRALT (Extended Long Range Air Launch Target). Первые две ступени мишени состоят из вторых ступеней SR-19-AJ-1 МБР «Минитмен-2», а на третьей ступени используется РДТТ Orbus. При запусках ракет-мишеней SRALT, LRALT и ELRALT применяется парашютная система десантирования с самолета и парашютная система, обеспечивающая вертикальную ориентацию перед запуском двигателя. На базе ракеты-мишени LRALT компания Coleman Aerospace Corporation разрабатывала ракету-носитель с воздушным стартом ALODV (Air Launched Orbital Delivery), предназначенную для выведения полезных нагрузок массой около 90 кг на орбиту <181>.

Компанией Orbital Sciences была разработана универсальная ракета-мишень средней дальности MRT (Medium range target). Ракета создавалась на основе твердотопливной ракетной ступени Castor 4B. Она может запускаться с наземных, морских и авиационных носителей. Для воздушного запуска ракеты MRT используется самолет С-17А. Первый демонстрационный пуск мишени MRT с самолета С-17А был выполнен 8 апреля 2005 г. Максимальная высота полета ракеты составила 500 км. В июне 2008 г. ракета-мишень воздушного запуска MRT использовалась при испытаниях американской наземной системы ПРО THAAD. В 2009 г. был проведен пуск ракеты в целях испытания корабельной системы ПРО «Иджис» ВМС Японии. Ракета-мишень, запущенная с самолета С-17А была перехвачена ЗУР «Стандард» SM-3 <182>.

Читайте также:  Доказана возможность заражения собак коронавирусом от людей

Рис. 58. Схема запуска ракеты-мишени ЕMRBM

Рис. 59. Десантирование ракеты-мишени EMRBM с самолета С-17А

В мае 2013 г. были проведены испытания по программе создания новой ракеты-мишени средней дальности с воздушным запуском EMRBM (Extended Medium Range Ballistic Missile). Массогабаритный макет ракеты на высоте около 7,5 км был десантирован из грузовой кабины самолета С-17А (рис. 58, 59). Головным разработчиком мишени является компания «Локхид Мартин». В стадии разработки находится ракета-мишень воздушного запуска промежуточ-ной дальности (3000–4500 км) IRBM.

Созданные в США баллистические ракеты-мишени воздушного запуска мало чем отличаются от БРВЗ (Баллистических Ракет Воздушного Запуска). Единственное, причем внешне не наблюдаемое, отличие от БРВЗ заключается в отсутствии на ракетах-мишенях боеголовок.


Авиационный ракетный комплекс "Пегас"

Рис. 60. Ракета «Пегас» на бомбардировщике В-52

В 1987 г. американская компания Orbital Science Corporation совместно с компанией Hercules Aerospace приступила к разработке авиационно-ракетной системы «Пегас».

Ракета «Пегас» должна была запускаться с бомбардировщика В-52 (рис. 60). Первоначальная информация о системе «Пегас» была весьма ограниченной. Учитывая размещение ракеты на стратегическом бомбардировщике, не исключалось, что она может иметь двойное назначение и использоваться как для выведения полезных нагрузок в космос, так и для поражения наземных объектов. После того как система «Пегас» начала эксплуатироваться, она применялась только для выведения космических аппаратов и проведения летных испытаний гиперзвуковых аппаратов. Трехступенчатая твердотопливная ракета «Пегас» имеет стартовую массу 18,5 т, длину 15,5 м, максимальный диаметр корпуса 1,27 м.

На первой ступени ракеты установлено крыло треугольной формы и хвостовое оперение. 5 апреля 1990 года ракета «Пегас» была запущена с модернизированного бомбардировщика В-52 и вывела на орбиту спутник связи ВМС США и ИСЗ для исследований магнитосферы Земли. Ракета «Пегас» стала первой в истории ракетой-носителем воздушного старта, обеспечившей вывод полезной нагрузки на околоземную орбиту. Был разработан усовершенствованный вариант ракеты – «Пегас-XL». Стартовая масса ракеты «Пегас-XL» составляет 22,6 т. В качестве носителя ракеты используется самолет L-1011 Stargazer. Ракета размещается на его внешней подвеске и стартует на высоте около 11 км при скорости полета самолета, соответствующей числу М = 0,8. В 1994 г. был произведен первый запуск этой ракеты. Модифицированная ракета «Пегас» использовалась в проводившихся по программе HyTech лётных испытаниях экспериментального гиперзвукового летательного аппарата Х-43А <36>.

Таблица 3. Технические характеристики авиационных ракетных комплексов «Пегас» и Пегас-ХL»:

Характеристика «Пегас» «Пегас-ХL»
Тип самолета-носителя В-52 L-1011
Стартовый вес ракеты 18,52 т 22,583 т
Длина ракеты 15,5 м 17,37 м
Диаметр 1-й ступени 1,27 м 1,27 м
Тип топлива твердое твердое
Масса выводимой полезной нагрузки 320 кг (Н=300 км, i =28 град.) 370 кг (Н=300 км, i =28 град.)
Высота воздушного старта ракеты 11 км 11 км
Максимальная скорость полета самолета-носителя при десантировании ракеты 0,8М 0,8М

По состоянию на начало 2014 г. «Пегас» является единственной в мире ракетной системой воздушного базирования, осуществляющей выведение полезных нагрузок в космос. За время эксплуатации комплекса «Пегас» уже выполнено более 40 пусков ракет с различными полезными нагрузками. В рамках работ по программе «Быстрый глобальный удар» рассматривается вариант авиационной ракеты, подобной ракете «Пегас», с планирующим ударным аппаратом. Опыт разработки и эксплуатации этой уникальной системы может быть использован при создании ракетных комплексов с БРВЗ.

Читайте также:  Микросферы проплыли против потока крови и доставили лекарство в раковые клетки. В перспективе теперь можно доставлять лекарство в любую точку тела точечно?

2.2 РАЗРАБОТКА БРВЗ В СССР


Первые проекты БРВЗ

В СССР исследования по баллистическим ракетам с воздушным стартом были начаты в конце 1950-х гг. в СКБ-385 (СКБ-385 в настоящее время ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева»). Первый проект авиационной баллистической ракеты был разработан в начале 1960-х гг. на основе морской баллистической ракеты Р-13 (рис. 61).

Рис. 61. Компоновочная схема и макет баллистической ракеты Р-13

Жидкостная одноступенчатая ракета Р-13 предназначалась для вооружения подводных лодок проектов 629 и 658. Разработка ракеты Р-13 была начата в 1956 году. Морской ракетный комплекс Д-2 с ракетой Р-13 был принят на вооружение в 1960 году. Стартовая масса ракеты составляла 13,6 т. Она имела отделяемую боевую часть с термоядерным зарядом и инерциальную систему управления. Максимальная дальность полета ракеты составляла 600 км. Работы по варианту ракеты воздушного базирования проводились совместно с КБ А.Н. Туполева. Ракета должна была размещаться на внешней подвеске самолета-носителя и стартовать на высоте 10–14 км.

Дальность полета ракеты Р-13А по сравнению с базовым вариантом повышалась в два раза. Для обеспечения устойчивого полета после отделения от самолета помимо стабилизаторов ракета снабжалась аэродинамическим поверхностями. Детальная конструкторская разработка ракеты Р-13А не проводилась, были определены лишь схемные принципиальные решения <1, 5>. Разработка БРВЗ на базе морской баллистической ракеты позволяла снизить технический риск, стоимость и сроки создания нового вида ракетного комплекса. Такой подход использовался ОАО «ГРЦ имени академика В.П. Макеева» и в последующих разработках БРВЗ.

Тактико-технические характеристики авиационного ракетного комплекса на базе ракеты Р-13

Самолет-носитель тяжелый бомбардировщик
Головной разработчик ОКБ-156
Баллистическая ракета Р-13А (модернизированный вариант БРПЛ Р-13)
Головной разработчик СКБ-385
Стартовая масса, т 13,6
Максимальная дальность стрельбы при воздушном старте, км 900 – 1200
Длина ракеты, м 11,8
Размах стабилизаторов, м 1,9
Максимальный диаметр корпуса, м 1,3
Тип топлива жидкое
Тип системы управления инерциальная
Число маршевых ступеней 1
Тип боевого оснащения моноблочное
Высота полета самолета при старте, км 10–14

Примечание: приведены ТТХ базовой морской ракеты Р-13.

В 1958 г. главным конструктором КБ-1 А.Д. Надирадзе предлагалось использовать в качестве носителя твердотопливных баллистических ракет разрабатывавшийся КБ В.М. Мясищева стратегический сверхзвуковой бомбардировщик М-50 <10> (По данным <10> в конце 1950-х годов ОКБ-23 В.М. Мясищева прорабатывались варианты ракеты наземного и воздушного базирования типа «45Б» с баллистическим участком выведения и планирующей траекторией последующего полета. В качестве носителя ракеты рассматривался бомбардировщик М-50. В соответствии с 4 согласованным заявлением к Договору СНВ-1 ракеты такого типа не относятся к БРВЗ). КБ В.М. Мясищева в 1959 г. был разработан проект твердотопливной авиационной баллистической ракеты «Изделие 43» (Х-43), предназначенной для вооружения бомбардировщиков существующего типа ЗМ, М-50 и перспективных М-52К, М-56К. Размещение ракеты предполагалось на внешней подвеске бомбардировщиков. Ракета должна была иметь стартовый вес от 7 до 9,5 т и оснащаться ядерной, либо обычной боевой частью. Предусматривалась возможность боевого применения ракеты как по подвижным морским, так и по стационарным наземным целям. Проектные работы завершились выпуском эскизного проекта <94>. Предполагаемая максимальная дальность полета этой ракеты составляла 500км, что меньше дальности полета ракет, относимых к БРВЗ Договорами ОСВ-2 и СНВ-1.

Читайте также:  Грязевые потоки на Марсе оказались похожи на земные потоки лавы

В 1957–1960 гг. по заданию Главного штаба ВВС проводились комплексные исследования перспектив развития вооружения ВВС, в том числе боевых средств большой дальности со специальными боевыми частями предназначенных для действий по наземным целям. В рамках выполненной в 1960 году в ленинградской ВВИА им. А.Ф. Можайского НИР «Изыскание путей развития сверхзвуковых гидросамолетов большой дальности» (тема «6060») было предложено для вооружения дальних гидросамолетов использовать самолетные баллистические снаряды (СБС) с дальностью стрельбы 2500 км и расчетным радиусом действия комплекса до 9700 км. Исследования проводились под руководством генерал-майора А.И. Смирнова, ответственным исполнителем являлся А.С. Москалев. Комплекс предназначался для поражения морских целей и наземных объектов ядерной либо обычной боевой частью. Предусматривалось внутрифюзеляжное размещение СБС на самолете-носителе и пуск на высоте 20–30 км при скорости полета самолета, соответствующей числу М = 2,5. Стартовый вес баллистического снаряда составлял 12 т, вес боевой части – 5 т <10>.

Баллистические ракеты рассматривались в качестве одного из вариантов вооружения, разрабатывавшегося ОКБ-51 (генеральный конструктор П.О. Сухой) сверхзвукового ударно-разведывательного самолета Т-4.

Работы по самолету проводились в период 1960–1975 гг. На самолете Т-4 на внешней подвеске предполагалось установить две баллистические ракеты Х-2000, предназначенные для поражения площадных целей. Стартовая масса ракеты составляла 6,5 т, а максимальная дальность полета – 1500 км. На разрабатывавшемся с 1969 г. по 1972 г. стратегическом двухрежимном самолете Т-4МС могло размещаться до 4-х ракет Х-2000 (2 ед. во внутреннем отсеке и 2 ед. на внешних узлах подвески).

Рис. 62. Самолет Т-4

Рис. 63. Проекции самолета Т-4

В 1972–1973 гг. опытный самолет Т-4«101» выполнил 10 испытательных полетов. В соответствии с Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1040-348 от 19 декабря 1975 года «в целях сосредоточения сил и средств на создании самолета Ту-160 как основного стратегического многоцелевого самолета» работы по созданию самолета Т-4 и его модифицированным вариантам были прекращены. В связи с этим также были прекращены работы по баллистической ракете Х-2000.

В 1950-е – 1960-е годы работы по БРВЗ в СССР не вышли из стадии научно-исследовательских и проектных работ. Одним из препятствий к практической реализации БРВЗ в тот период была проблема обеспечения необходимого уровня точности их стрельбы, обусловленная низкими точностными характеристиками пилотажно-навигационного оборудования самолетов и ограниченными возможностями систем управления баллистических ракет.

К этому времени были созданы МБР Р-7А и Р-16, способные «доставать» со своей территории объекты на Северо-Американском континенте. Принятые на вооружение БРПЛ Р-13, Р-21 также могли поражать удаленные объекты за счет выхода подводных лодок на передовые рубежи пуска ракет. Таким образом, стоящие на вооружении баллистические ракеты наземного и морского базирования обеспечивали решение задачи поражения всех требуемых объектов и без БРВЗ.

Более простым с позиции технической реализации вариантом вооружения бомбардировщиков Дальней авиации ВВС являлись крылатые ракеты большой дальности и ракеты класса «воздух–поверхность» малой дальности (менее 600 км), хотя в отличие от БРВЗ они были уязвимы при воздействии средств ПВО противника. Это направление развития ракетного вооружения стратегических бомбардировщиков и получило развитие в последующие годы.

Автор: Кардашев М.А.

Перейти на — <Часть 1> — <Часть 2> — <Часть 3>

Источник

Источник: reddit

Интересное видео

Интересная новость! Ученые обнаружили клон Земли — Кеплер 438B.



А также смотрите интересное видео: "Новое слово в мире смартфонов — Рулонофон", и другие новости о современных технологиях.




Сохранить и поделиться:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*