Стратегическое оружие будущего. [Часть 2]


Второй этап разработок БРВЗ

В конце 1960-х годов США имели двукратное превосходство над СССР в численности ядерных боезарядов, развернутых на стратегических носителях. В завершающей стадии находилась разработка качественно новой американской МБР «Минитмен-3», имевшей очень высокую точность стрельбы и оснащенной разделяющейся головной частью с тремя боеголовками индивидуального наведения. В этих условиях ключевой проблемой становилось обеспечение необходимого уровня выживаемости отечественных баллистических ракет.

Одним из путей повышения выживаемости баллистических ракет являлось их мобильное базирование. В 1970-е годы в СССР приступили к созданию ракетного комплекса подвижного грунтового базирования с МБР «Темп-2С».

Однако ракетные комплексы воздушного базирования могли придать баллистическим ракетам стратегического назначения принципиально новые качества, которые не обеспечивали мобильные ракетные комплексы других типов. Прежде всего, это возможность выхода носителей ракет из-под удара противника по сигналу предупреждения о ракетном нападении и практическая неуязвимость самолетов с размещенными на них ракетами при патрулировании в воздухе над своей территорией.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов возникли предпосылки для технической реализации этого принципиально нового вида базирования баллистических ракет стратегического назначения. Такими предпосылками стали:

  • создание БРПЛ легкого класса – сначала средней дальности (Р-27, 1968 г.), а затем и межконтинентальной дальности (Р-29, 1974 г.);
  • освоение заправки и ампулизации жидкостных ракет на заводах-изготовителях с возможностью их авиатранспортировки;
  • возможность создания малогабаритных твердотопливных МБР, оснащенных разделяющимися головными частями с боевыми блоками индивидуального наведения, имеющих стартовый вес около 24 т;
  • наличие серийных (Ан-22) и разрабатываемых (Ан-124) военно-транспортных самолетов большой грузоподъемности, имеющих грузовые кабины большого размера и способных десантировать длинномерные грузы большой массы через хвостовой люк;
  • начало эксплуатации сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 с грузоподъёмностью до 40 т и разработка многорежимного тяжелого стратегического бомбардировщика Ту-160 с грузоподъемностью до 50 т;
  • разработка среднего военно-транспортного самолета Ил-76 с грузоподъемностью 28 т и его модификаций, способных десантировать длинномерные грузы большой массы через хвостовой люк;
  • разработка для БРПЛ систем управления с астрокоррекцией, существенно повышающих точность стрельбы при старте с подвижного носителя;
  • повышение точностных характеристик пилотажно-навигационных комплексов самолетов.

С начала 1970-х годов исследования и разработки по комплексам с БРВЗ осуществлялись в двух конкурирующих между собой направлениях. Одно из них базировалось на использовании существующих либо разрабатываемых БРПЛ и их размещении на дозвуковых широкофюзеляжных транспортных самолетах Ан-22 и Ан-124, другое – на использовании малогабаритных МБР новой разработки, размещаемых на сверхзвуковых самолетах Ту-144 и Ту-160.

Работы по первому направлению выполнялись кооперацией, в которой головными разработчиками по ракетному комплексу и самолету-носителю являлись КБ машиностроения (генеральный конструктор В.П. Макеев) и Киевский механический завод (генеральный конструктор О.К.Антонов), а по второму направлению – КБ «Южное» (генеральный конструктор В.Ф. Уткин) и Московский машиностроительный завод «Опыт» (генеральный конструктор А.А. Туполев).

Дозвуковой самолет Ан-124 превосходил более чем в 2 раза сверхзвуковые самолеты Ту-144 и Ту-160 по грузоподъемности, что позволяло разместить на нем БРВЗ большего стартового веса с более мощным боевым оснащением. Использование существующих, либо разрабатываемых БРПЛ для вооружения модернизированных военно-транспортных самолетов позволяло уменьшить технический риск и затраты при создании принципиально нового ракетного комплекса. В тоже время самолеты Ту-144 и Ту-160 обладали большей, по сравнению с транспортными самолетами, скоростью ухода от аэродрома после получения сигнала предупреждения. Это обусловливало их более высокую выживаемость при выходе из-под удара противника по аэродрому.

Межконтинентальный авиационно-ракетный комплекс на базе самолета Ан-22 и ракет Р-27

В 1969–1970 гг. ОКБ О.К. Антонова, ЦАГИ, НИИАС и другими организациями Минавиапрома выполнялась научно-исследовательская работа по межконтинентальному виационно-ракетному комплексу Ан-22Р с баллистическими ракетами. На модернизированном самолете Ан-22 предусматривалось установить баллистические ракеты Р-27 <13>.

Тяжелый транспортный самолет Ан-22 предназначался для доставки крупногабаритных грузов на аэродромы и грунтовые площадки, в том числе покрытые снегом или льдом. В соответствии с тактико-техническими требованиями ВВС самолет должен был перевозить широкую номенклатуру грузов, включая МБР, боевую и инженерную технику, грузы в контейнерах и в произвольной таре, крупногабаритные и негабаритные грузы, обеспечивать возможность десантирования моногрузов массой до 20 т. Самолет Ан-22 поступил в эксплуатацию в 1969 г. (рис. 64 , 65 ).

Рис. 64. Военно-транспортный самолет Ан-22 (фото Г.М. Омельчука)

Рис. 65. Проекции военно-транспортного самолета Ан-22

Большая грузоподъемность самолета Ан-22 (60 т) и значительные размеры грузовой кабины (33 м х 4,4 м х 4,5 м) позволяли рассматривать его в качестве возможного носителя баллистических ракет стратегического назначения с воздушным стартом. Из находившихся в конце 1960-х годов на вооружении баллистических ракет стратегического назначения для вооружения самолета Ан-22 больше всех по тактико-техническим характеристикам подходила баллистическая ракета Р-27 морского ракетного комплекса Д-5. Как и другие баллистические ракеты морского базирования, она могла стартовать с движущегося носителя. Это свойство ракеты Р-27 являлось необходимым и при её воздушном старте с самолета.

Жидкостная баллистическая ракета Р-27 разрабатывалась с 1962 года и предназначалась для вооружения подводных лодок проекта 667А (рис. 66 ).

Рис. 66. Макет баллистической ракеты Р-27

Ракетный комплекс Д-5 с БРПЛ Р-27 был принят на вооружение ВМФ в 1968 г. Ракета имела стартовый вес 14,3 т, дальность полета 2500 км, инерциальную систему управления и оснащалась моноблочной ядерной боевой частью. За счет применения оригинальных конструктивно-компоновочных решений, включая «утопленный» в баке горючего маршевый двигатель и исключение традиционных отсеков, незаполненных компонентами топлива (хвостовой, межбаковый, приборный отсеки), ракета имела небольшие габариты (длина 9 м, диаметр корпуса 1,5 м). Ракеты Р-27 предусматривалось разместить в фюзеляже самолета в вертикальных пусковых контейнерах подобно тому, как они устанавливались на подводной лодке. Поскольку длина ракеты Р-27 превышала высоту фюзеляжа самолета, требовалась его доработка. Модернизированный самолет Ан-22Р мог нести три ракеты Р-27 <10, 90>.

Читайте также:  Возраст самой древней в мире многоножки оценили в 425 миллионов лет 3.6

Тактико-технические характеристики межконтинентального авиационно-ракетного комплекса Ан-22Р

Самолет-носитель Ан-22Р (на базе ВТС Ан-22)
Головной разработчик Киевский механический завод
Максимальная грузоподъемность, т 60
Крейсерская скорость полета, км/ч 600
Максимальная взлетная масса, т 250
Дальность полета с максимальным грузом, км 3100
Потолок, км 10,0
Длина самолета, м 55,5
Размах крыла, м 64,4
Высота самолета, м 16,8
Длина грузовой кабины, м 33,0
Ширина грузовой кабины, м 4,4
Высота грузовой кабины, м 4,5
Длина разбега, м 1460
Баллистическая ракета модернизированный вариант БРПЛ Р-27
Головной разработчик КБ машиностроения
Стартовая масса, т 14,3
Максимальная дальность стрельбы, км 2500
Длина ракеты, м 9,0
Максимальный диаметр корпуса, м 1,5
Тип топлива жидкое
Тип системы управления инерциальная
Число маршевых ступеней 1
Тип боевого оснащения моноблочное
Размещение на самолете вертикальное внутрифюзеляжное
Число ракет на самолете 3
Способ старта вертикальный

Примечание: приведены характеристики базовых вариантов военно-транспортного самолета Ан-22 и БРПЛ Р-27

Межконтинеттальный ракетный комплекс "МАРК"

В начале 1970-х годов КБ машиностроения совместно с КБ О.К. Антонова предложили для создания авиационно-ракетных комплексов стратегического назначения использовать морские баллистические ракеты межконтинентальной дальности Р-29 и Р-29Р и военно-транспортные самолеты большой грузоподъемности Ан-22 и Ан-124 (рис. 67 , 68 ).

Рис. 67 . Военно-транспортный самолет Ан-124

Рис. 68 . Проекции военно-транспортного самолета Ан-124

Активное участие в подготовке предложений по новому виду мобильного стратегического ракетного комплекса принимал головной институт ракетно-космической отрасли ЦНИИ машиностроения <1>.

Применение баллистических ракет межконтинентальной дальности обеспечивало возможность обстрела целей на Северо-Американском континенте без выхода самолетов-носителей из воздушного пространства страны, прикрываемого системой ПВО. При этом в отличие от комплексов Дальней авиации ВВС с крылатыми ракетами, не обладающими межконтинентальной дальностью полета, полностью исключались потери самолетов-носителей от мощной эшелонированной системы ПВО Северо-Американского континента.

В июне 1972 г. были начаты научно-исследовательские работы по межконтинентальному авиационному ракетному комплексу с баллистическими ракетами (НИР «МАРК»). В состав ракетного комплекса входили:

  • БРВЗ, создаваемая на основе БРПЛ;
  • самолет типа Ан-22;
  • системы и средства морского ракетного комплекса, необходимые для размещения ракет на самолете, наземного обслуживания ракет, сопряжения систем ракеты и самолета, подготовки и применения (пуска) ракет;
  • аэродромные системы и средства, необходимые для организации боевого дежурства самолетов <1>.

В ходе НИР были определены пути сопряжения и совместимости морской ракетной и авиационной техники, схема прохождения ракеты от завода-изготовителя до аэродрома, а также выработаны предложения по вариантам боевого дежурства и применения авиационного ракетного комплекса.

В том числе, прорабатывалось сопряжение пилотажно-навигационного комплекса самолета с системами ракеты и ракетного комплекса, а также использование системы астрокоррекции ракеты. Одним из важнейших результатов НИР стало обоснование технической реализуемости старта баллистической ракеты с самолета Ан-22 путем её парашютного десантирования вместе с элементами пусковой установки при их суммарной массе до 37 т. Это позволяло использовать самолет Ан-22 для размещения и воздушного старта межконтинентальных баллистических ракет без переделки силовой конструкции его фюзеляжа.

Были проработаны три режима боевого дежурства авиационного ракетного комплекса:

  • режим повседневного боевого дежурства (самолет на штатной стоянке, экипаж в зданиях аэродрома);
  • режим повышенной боевой готовности (самолет на стоянке вблизи взлетно-посадочной полосы с прогретыми аэродромными средствами двигателями, экипаж в самолете), при этом для выхода из-под упреждающего удара предусматривается использование сигналов от штатной системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН);
  • режим полной боевой готовности (патрулирование в воздухе над арктическими и малонаселенными районами вне зон обнаружения средствами ПВО противника с дозаправкой топливом в полете от самолетов-заправщиков) <1>.

В результате выполненных работ была обоснована техническая возможность создания авиационного ракетного комплекса на базе морских баллистических ракет Р-29, а также самолетов Ан-22 и Ан-124.

Ракета Р-29 была принята на вооружение ВМФ в 1974 г., имела межконтинентальную дальность, стартовую массу 33,3 т и оснащалась моноблочной боевой частью (рис. 69 ).

Рис. 69 . Компоновочная схема баллистической ракеты Р-29

В этот период уже разрабатывалась новая, более совершенная ракета межконтинентальной дальности Р-29Р. Она имела массу 35,3 т и оснащалась разделяющейся головной частью с тремя боевыми блоками индивидуального наведения (рис. 70 ).

Рис. 70 . Макет баллистической ракеты Р-29Р

В связи с этим более эффективным являлся вариант вооружения самолетов Ан-22 и Ан-124 ракетой Р-29Р.

В октябре 1974 г. на совещании в Комиссии по военно-промышленным вопросам были рассмотрены результаты работ КБ машиностроения (В.П. Макеев) и Киевского механического завода (О.К. Антонов) по межконтинентальному авиационному ракетному комплексу, а также конкурирующие предложения КБ «Южное» (В.Ф. Уткин) и ММЗ «Опыт» (А.А. Туполев). Комиссия по военно-промышленным вопросам рекомендовала подготовить технические предложения (аванпроекты). В марте 1975 г. КБ машиностроения выпустило дополнение к НИР, в котором подтверждалась возможность размещения на самолете Ан-22 одной ракеты Р-29Р с аппаратурой морского комплекса Д-9Р. Самолет Ан-124 мог быть вооружен двумя ракетами Р-29Р с аппаратурой комплекса Д-9Р (рис. 71 ).

Рис. 71 . Размещение баллистической ракеты типа Р-29Р на самолете Ан-124

При разработке систем комплекса в авиационном исполнении число ракет Р-29Р, размещаемых на самолете Ан-124, увеличивалось до трех <1>. В июле 1975 г. было выдано тактико-техническое задание на разработку технических предложений по межконтинентальному авиационному ракетному комплексу. В мае 1976 г. в технических предложениях были представлены основные решения по техническому облику комплекса и обоснована возможность проведения летных испытаний в 1982 г. Для отработки старта ракеты, уточнения требований базирования и взаимодействия систем самолета и ракеты предлагалось создать летающую лабораторию на базе самолета Ан-22. К этому времени США уже провели испытания по запуску МБР «Минитмен-1» с самолета аналогичного класса С-5А.

В августе 1976 г. состояние работ по стратегическим авиационным ракетным комплексам рассматривалось в ЦК КПСС и в Генеральном штабе. Однако решение о начале опытно-конструкторских работ так и не было принято. Большинство участников высказалось за создание летающей лаборатории на базе самолета Ан-22. Однако и по этому вопросу решения о проведении работ не последовало <1>.

Тактико-технические характеристики комплекса «МАРК» на базе самолета Ан-22 и ракет Р-29, Р-29Р

Самолет-носитель — модернизированный Ан-22 (на базе ВТС Ан-22)

Головной разработчик — Киевский механический завод

Баллистическая — модернизированный вариант БРПЛ

Ракета Р-29 Р-29Р
Головной разработчик КБ машиностроения КБ машиностроения
Стартовая масса, т 33,3 35,3
Максимальная дальность стрельбы, км межконтин. межконтин.
Длина ракеты, м 13,0 14,2
Максимальный диаметр корпуса, м 1,8 1,8
Тип топлива жидкое жидкое
Тип системы управления астро-инерциальная астро-инерциальная
Число маршевых ступеней 2 3
Тип боевого оснащения монобл РГЧ ИН с 3-мя боевыми блоками
Число ракет на самолете 1 1

Примечание: приведены ТТХ БРПЛ.

В 1988 г. был выпущен эскизный проект по межконтинентальному авиационному ракетному комплексу на основе новой баллистической ракеты Р-29РМ и военно-транспортного самолета Ан-124 <10, 33>.

Ракета Р-29РМ (рис. 72) поступила на вооружение ВМФ в 1986 году и имела более высокие технические характеристики по сравнению с ракетами Р-29, Р-29Р и их модификациями, в том числе:

  • увеличенное количество и мощность боевых блоков;
  • увеличенную максимальную дальность стрельбы;
  • повышенную точность стрельбы;
  • расширенные возможности разведения боевых блоков на индивидуальные точки прицеливания в зоне произвольной формы.

Рис. 72 . Компоновочная схема баллистической ракеты Р-29РМ

Стартовая масса ракеты составляла 40,3 т. Ракета первоначально оснащалась десятью, а впоследствии четырьмя боевыми блоками индивидуального наведения. Астрорадиоинерциальная система управления ракеты наряду с информацией о навигационных звездах использовала информацию от космической навигационной системы ГЛОНАСС.

На модернизированном самолете Ан-124 могло размещаться до двух ракет Р-29РМ. Ракету предлагалось установить на специальной платформе в грузовой кабине. На заданной высоте в расчетной точке старта ракета должна была вытягиваться из самолета парашютной системой, стабилизироваться в вертикальной плоскости, а затем – запускаться двигательная установка (рис. 73).

Рис. 73 . Схема старта баллистической ракеты с cамолета

Тактико-технические характеристики комплекса «МАРК» на базе самолета Ан-124 и ракет Р-29, Р-29Р, Р-29РМ

Самолет-носитель модернизированный самолет Ан-124 «Руслан»
Головной разработчик Киевский механический завод
Год принятия на вооружение 1987 (военно-транспортный самолет)
Максимальная грузоподъемность, т 120
Крейсерская скорость полета, км/ч 800
Максимальная взлетная масса, т 392
Дальность полета с грузом 120 т, км 4800
Практический потолок, км 12,0
Длина самолета, м 69,1
Размах крыла, м 73,3
Высота самолета, м 20,8

Габариты грузовой кабины, м:

длина 36,4
ширина 6,4
высота 4,4

Размещение ракет на самолете — горизонтальное внутрифюзеляжное

Способ старта — парашютное десантирование через хвостовой люк

Баллистическая ракета Р-29 Р-29Р Р-29РМ
Головной разработчик КБМ КБМ КБМ
Стартовая масса, т 33,3 35,3 40,3
Максимальная дальность стрельбы, км межконт. межконт. межконт.
Длина ракеты, м 13,0 14,2 14,8
Максимальный диаметр корпуса, м 1,8 1,8 1,9
Тип топлива жидкое жидкое жидкое
Тип системы управления АИНС АИНС АРИНС
Число маршевых ступеней 2 2 3
Тип боевого оснащения монобл. РГЧ ИН 3 боевых блока РГЧ ИН 4 боевых блока
Число ракет на самолете 2–3 2–3 2

Примечание: приведены ТТХ базовых вариантов самолета Ан-124 и БРПЛ. АРИНС ─ астрорадиоинерциальная система управления.

Авиационный ракетный комплекс "КРЕЧЕТ"

В период с 1974 по 1986 гг. КБ «Южное» проводились проектно-исследовательские работы по созданию авиационных ракетных комплексов с твердотопливными стратегическими ракетами. В качестве самолетов- носителей рассматривались сверхзвуковые самолеты Ту-144 и Ту-160К, а также дозвуковой военно-транспортный самолет Ан-124 <50>.

Пассажирский сверхзвуковой самолет Ту-144 разрабатывался в СССР с 1964 года (рис. 74 , 75).

Рис. 74 . Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

Рис. 75 . Проекции самолета Ту-144

Первый полет самолет совершил в декабре 1968 г. В конце 1975 года самолет Ту-144 начал эксплуатироваться на линии Москва – Алма-Ата. Грузоподъёмность самолета Ту-144 (до 40 т) и размеры внутрифюзеляжного отсека позволяли рассматривать его в качестве возможного носителя малогабаритных МБР. Первоначально прорабатывался вариант самолета с двигателями НК-144А. Проведенные исследования показали возможность размещения на самолете-носителе Ту-144 до трех МБР.

Запуск ракет предусматривался в пределах воздушного пространства СССР. Выход на рубеж пуска мог производиться на сверхзвуковой скорости 2300–2500 км/ч. Предусматривалось, что часть самолетов-носителей с размещенными на них МБР будут нести дежурство в состоянии готовности к вылету. При этом экипажи должны были размещаться в специальном салоне внутри самолета. Это позволяло сократить промежуток времени с момента получения команды на взлет до начала разбега. Удаление рубежа пуска ракет от аэродрома базирования составляло 2500 км, а дальность полета ракет –7000–9000 км. В последующем были проработаны проекты авиационных ракетных комплексов на базе самолета Ту-144Д с двигателями РД-36-51. В этих проектах рассматривалось использование в качестве носителя баллистических ракет модернизированного самолета Ту-144Д с увеличенным запасом топлива. Максимальная дальность полета ракет была уменьшена по сравнению с первоначальным вариантом и составила 3000–5000 км. Соответственно, значительно уменьшились габариты и масса ракет <102>.

Тактико-технические характеристики авиационного ракетного комплекса «Кречет» на базе самолета Ту-144

Самолет-носитель модернизированный самолет Ту-144
Длина самолета, м 65,7
Размах крыла, м 28,8
Высота самолета, м 12,85
Вес пустого самолета, кг 91800
Максимальный взлетный вес, кг 195000
Число и тип двигателей 4 ТРДД НК144А
Крейсерская скорость полета, км/ч 2200
Практическая дальность полета, км 6500
Практическая высота полета, км 18 – 20
Экипаж, чел 3

Тяга двигателей, кг:

  • нормальная — 4 х 15000
  • максимальная — 4 х 20000

Баллистическая ракета «Кречет»
Головной разработчик КБ «Южное»
Год принятия на вооружение 1974 (НИР)
Максимальная дальность стрельбы, км 7000–9000
Тип топлива твердое смесевое
Тип системы управления инерциальная с коррекцией от спутниковой системы
Размещение на самолете горизонтальное в отсеке вооружения
Число ракет на самолете 3
Способ старта сброс через люк отсека вооружения

В НИР «Кречет» в качестве варианта самолета-носителя БРВЗ рассматривался модернизированный многорежимный стратегический бомбардировщик Ту-160 (рис. 76, 77).

Рис. 76 . Стратегический бомбардировщик Ту-160

Рис. 77 . Проекции стратегического бомбардировщика Ту-160

Бомбардировщик Ту-160 был принят на вооружение ВВС в 1987 году. Он может выполнять полет как на дозвуковой, так и на сверхзвуковой скорости. На модернизированном бомбардировщике этого типа Ту-160К могли размещаться две малогабаритные двухступенчатые баллистические ракеты 4-го поколения «Кречет-Р» со стартовой массой 24,4 т и дальностью полета 7500 км (рис. 78 , 79 ).

Рис. 78 . Авиационный ракетный комплекс «Кречет»

Рис. 79 . Баллистическая ракета «Кречет-Р»

На ракете планировали установить автономную инерциальную систему управления с коррекцией от внешних источников информации. Управление полетом ракеты предусматривалось с помощью аэродинамических рулей на первой ступени и поворотного управляющего сопла на двигательных установках первой и второй ступени. Ракета должна была оснащаться разделяющейся головной частью с шестью боевыми блоками индивидуального наведения либо моноблочной боевой частью с комплексом средств преодоления ПРО. Впервые в практике отечественного ракетостроения предполагалось реализовать отделение баллистической ракеты среднего класса от самолета-носителя на сверхзвуковой скорости. Ракета могла также стартовать и при дозвуковой скорости самолета-носителя. Двигатель 1-й ступени должен был запускаться примерно через 3 секунды после начала движения ракеты в грузовом отсеке. Предусматривался разворот ракеты на угол 45 градусов по каналу крена и отворот на угол 10 градусов по каналу рыскания аэродинамическими рулями для снижения газодинамического воздействия струи двигателя 1-й ступени ракеты на самолет-носитель, а также для исключения возможности пересечения курса самолета-носителя c ракетой. Авиационный ракетный комплекс разрабатывался с июля 1983 г. по декабрь 1984 г. Разработка завершилась выпуском эскизного проекта <10, 50, 51>. (Помимо вышеупомянутых работ по БРВЗ с 1979 г. Московским институтом теплотехники по проекту «Агат» разрабатывалась унифицированная баллистическая ракета, предназначенная для использования как сухопутными войсками, так и ВВС. Эта ракета должна была заменить ракету оперативно-тактического назначения «Темп-С» <10>.)

Тактико-технические характеристики авиационного ракетного комплекса «Кречет» на базе самолета Ту-160

Самолет-носитель Ту-160К
Головной разработчик ММЗ «Опыт»
Год принятия на вооружение 1987 (Ту-160)
Максимальная грузоподъемность, т 50
Максимальная скорость полета, км/ч 2230
Максимальная взлетная масса, т 275
Дальность полета с максимальной боевой нагрузкой, км 10500
Длина самолета, м 54,1
Размах крыла, м 35,6/55,7
Высота самолета, м 13,2

ТТХ ракеты «Кречет-Р» приведены по данным <51>.

Баллистическая ракета «Кречет-Р»
Головной разработчик КБ «Южное»
Год принятия на вооружение 1984 г. (эскизный проект)
Стартовая масса, т 24,4
Максимальная дальность стрельбы, км 7500
Досягаемость авиационного ракетного комплекса с учетом дальности полета самолета-носителя, км 10000
Точность стрельбы, км 0,6
Длина ракеты, м 10,7
Максимальный диаметр корпуса, м 1,6
Тип топлива твердое смесевое
Тип системы управления инерциальная с коррекцией от внешних источников информации
Число маршевых ступеней 2
Тип боевого оснащения моноблочное либо РГЧ ИН с 6-ю боевыми блоками
Размещение на самолете горизонтальное в отсеке вооружения
Число ракет на самолете 2
Способ старта сброс через люк отсека вооружения

Накопленный КБ «Южное» опыт по разработке авиационного ракетного комплекса «Кречет» был использован в начале 1990-х годов. Договор СНВ-1 являлся двусторонним и затрагивал стратегические наступательные вооружения только СССР и США. После распада СССР юридические обязательства по этому договору перешли к России. На другие страны, в том числе ранее входившие в состав СССР, договор СНВ-1 и предусмотренный им запрет на производство, испытания и развертывание БРВЗ не распространялся. Это позволило находящемуся на территории Украины КБ «Южное» продолжить работы по БРВЗ.

В 1992–1994 гг. КБ «Южное» в интересах Минобороны Украины совместно с кооперацией разработчиков ракетных систем и самолетов были выполнены проектно-конструкторские работы по авиационному ракетному комплексу с БРВЗ. В качестве носителей БРВЗ рассматривались оставшиеся на Украине самолеты стратегической авиации, а также перспективные модели самолетов АНТК им. О.К. Антонова. На них предусматривалось разместить баллистические ракеты новой разработки. В результате были сформированы технические предложения по облику перспективных авиационных ракетных комплексов для двух рубежей дальности <50>. Значения дальности полета рассматривавшихся вариантов БРВЗ в опубликованных материалах КБ «Южное» не приводились. Учитывая, что Украина отказалась от ядерного оружия и присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, создаваемые Украиной БРВЗ, могли иметь только неядерное боевое оснащение. В 1996 г. разработки в области БРВЗ были приостановлены. Одной из причин этого стала необходимость выполнения Украиной обязательств по поэтапной утилизации самолетов стратегической авиации <50>.

Автор: Кардашев М.А.

Перейти на — <Часть 1> — <Часть 2> — <Часть 3>

Источник

Источник: reddit

Интересное видео

Интересная новость! Ученые обнаружили клон Земли — Кеплер 438B.



А также смотрите интересное видео: "Новое слово в мире смартфонов — Рулонофон", и другие новости о современных технологиях.




Сохранить и поделиться:

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*